+7 (495) 956-79-28
Демо-версия клиента под BlackBerry
Версия для печати
Главная / Пресс-центр / Новости / ИТ-стратегия России: как изменится облик страны за 10 лет
Новости

ИТ-стратегия России: как изменится облик страны за 10 лет

19.11.2010

Автор: Александр Левашов
Источник: информационный портал "CNews"
Дата публикации: 19.11.2010

В 2011 году в России стартует программа "Информационное общество", которая обещает за 10 лет кардинально изменить облик страны.

Подмосковье, 2010 год. Гражданка России с пропиской в Миассе Челябинской области отметила свое 45-летие и вспомнила о том, что настало время менять паспорт. У нее была регистрация по месту пребывания, а потому, чтобы получить новый документ, не пришлось ехать в родной город. Гражданка собрала справки, заполнила бланки и пришла в отделение УФМС. После нескольких часов, проведенных в живой очереди, она попала в заветный кабинет. Гражданке повезло, ее документы были оформлены верно, и сначала показалось, что снова испытывать все прелести коридорной жизни паспортного стола не придется.

"Нужен адрес УФМС по Миассу, чтобы отправить запрос на проверку ваших данных", — вдруг пробурчала, не поднимая глаз, паспортистка. Гражданка России в ответ пожала плечами: "Может быть, вы посмотрите в интернете?" Сотрудница паспортного стола со словами "У нас нет интернета" упаковала запрос в конверт и вручила его посетительнице: "Найдите адрес сами, впишите и отправьте письмо. Ответ придет через несколько месяцев, тогда и сделаем паспорт. Звоните, уточняйте. Следующий".

С чистого листа

Описанный случай, вовсе не вымышленный, демонстрирует печальный итог завершающейся в 2010 году госпрограммы "Электронная Россия". Стартовала она в 2002 году, а среди ее главных целей значилось "повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти как между собой, так и с гражданами на основе использования современных ИКТ". Сегодня, глядя на ее безусловно благие цели и задачи, не так-то просто найти среди них безоговорочно достигнутые. Яркий пример: доля государственного электронного межведомственного документооборота к настоящему моменту должна была составить 40% от всего объема циркулирующих документов, но на деле не превышает 10%. С доступом чиновников в интернет, как видно из приведенного выше примера, все далеко не благополучно. С их навыками работы на компьютерах, очевидно, тоже.

Надо сказать, что судьба "Электронной России" была непростой. Контроль за программой долгое время не могли поделить между собой Минэкономразвития и Минсвязи. Несмотря на рост благосостояния государства, бюджет программы сокращался. Из года в год все чаще вместе со словами "государство" и "информатизация" звучали слова "коррупция" и "откаты". А когда в 2008 году в Минсвязи сменилась команда, ситуация еще больше осложнилась. Главный господрядчик программы — НИИ "Восход" — и главный финансовый распорядитель — агентство "Росинформтехнологии" — до начала 2010 года сохраняли прежних руководителей, лояльных экс-министру Леониду Рейману, не утратившему влияние на отрасль. Ряд публичных и непубличных конфликтов, обусловленных этим обстоятельством, едва ли способствовал активному внедрению информационных технологий в государственных органах.

Бесславную историю "Электронной России" в 2009 году красочно проиллюстрировали заявления первых лиц страны. "До сих пор поставленных в рамках этой программы базовых задач мы не добиваемся", — констатировал Владимир Путин. Дмитрий Медведев был не столь дипломатичен. "Никакого электронного правительства нет, все это — химера", — отрезал он. Эти слова, прозвучавшие с промежутком в несколько месяцев, вероятно, стали холодным душем для команды нового главы Минсвязи Игоря Щеголева. Летом 2009 года его ведомство приступило к созданию новой амбициозной программы "Информационное общество".

Вся власть Минкомсвязи!

Написание "Информационного общества" сопровождалось укреплением вертикали исполнителей программы. С подачи Минкомсвязи было упразднено агентство "Росинформтехнологии", а его руководитель — Владимир Матюхин — отправлен на пенсию. НИИ "Восход" был переподчинен непосредственно министерству и лишен ряда функций. Глава института Леонид Юхневич покинул свой пост, а на его место был назначен, по-видимому, более лояльный генерал ФСБ Леонид Бородинов. Единого национального оператора инфраструктуры электронного правительства было решено создавать на базе государственного экс-монополиста рынка дальней связи "Ростелекома", для чего тот решил приобрести долю в системном интеграторе "Энвижн Груп" (правда, эта сделка до сих пор не завершена). Появился у Щеголева и новый заместитель, персонально ответственный за "Информационное общество" — им стал Илья Массух, до того работавший советником министра.

Впридачу ко всему, правительство наделило Минкомсвязи правом контролировать работы по информатизации госорганов, а Минфин обязало учитывать его мнение при выделении средств на ИТ-проекты тем или иным ведомствам. На деле команда Игоря Щеголева получила возможность "отправлять на доработку" присланные на экспертизу проекты других федеральных структур, если они не соответствуют видению регулятора. Высокопоставленный чиновник Минкомсвязи рассказывал CNews об этой практике на конкретном примере. Минздрав запланировал оснастить каждую российскую поликлинику собственным парком серверного оборудования для обработки и хранения информации о пациентах. Этот план согласован не был. "Мы рекомендовали использовать единое хранилище с онлайн-доступом для всех лечебных заведений, что существенно дешевле и современнее", — сказал собеседник CNews. Так, шаг за шагом, Минкомсвязи получило беспрецедентные полномочия в регулировании информатизации госсектора, а министр — неофициальное звание ИТ-царя.

Кудрин не дремлет

Программа "Информационное общество" получилась нетипичной по сравнению со всеми существующими в России федеральными целевыми программами.

Они, как правило, ставили целью развитие каких-то конкретных сфер (жилье, научные и педагогические кадры, безопасность дорожного движения), а новая программа задумывалась как стратегия проникновения современных технологий во все сферы жизни россиян. А потому, кроме главного исполнителя — Минкомсвязи, у программы появился целый список соисполнителей. В него попали Минздравсоцразвития, Минкультуры, Минобрнауки, Минрегионразвития, Минэкономразвития, ФСО, ФСБ, а также органы власти субъектов федерации.

Не обошлась программа и без участия Минфина. В июле 2010 года на президентском совете по информационному обществу неожиданно появился Алексей Кудрин, чем вызвал удивление даже у Дмитрия Медведева.

— Вы у меня вчера отпрашивались. Что произошло? Вам стало интересно заниматься вопросами информационного общества? — не без иронии заметил президент.

— Я хотел сегодня [замминистра финансов РФ Александра] Новака сюда прислать. Но у нас все заместители разъезжаются по совещаниям, и иногда даже некого отправить вместо себя, — объяснил Кудрин.

Возможно, глава Минфина и в самом деле оказался на том заседании случайно, но упрекнуть его в неподготовленности было нельзя. Вооружившись цифрами, Кудрин раскритиковал чрезмерно высокую стоимость ряда проектов по внедрению ИТ в Минобрнауки и Минздраве, а также отметил, что работы по информатизации в различных ведомствах иногда дублируются, что тоже приводит к неоправданным затратам. "Надо еще проверять, насколько эти обоснования соответствуют целям, функциям, результату, который будет. Мне кажется, у нас сейчас пока дороговатыми становятся эти программы", — резюмировал он.

Спустя два месяца критика главы Минфина материализовалась на бумаге: трехлетний непосредственный бюджет "Информационного общества" был сокращен с 23 млрд руб. до 9,3 млрд (по 3,1 млрд руб. ежегодно). Лишь после этого, в сентябре 2010 года, 137-страничная программа была одобрена на президиуме российского правительства.

"Живой" документ

Важно отметить, что непосредственные расходы (таблица 1) — это лишь небольшая часть всех затрат, которые понесут российские власти на пути создания информационного общества.

Ежегодные бюджеты на ИКТ, которые будут выделяться в рамках программ других федеральных министерств и ведомств, Минкомсвязи оценивает в 120 млрд руб. Для сравнения, в 2008 году, по данным Алексея Кудрина, все федеральные органы власти по статье ИКТ израсходовали лишь 42 млрд руб., а в 2009-м и того меньше — 37,2 млрд. Региональные программы информатизации будут стоить не менее 50 млрд руб. в год, считают в Минкомсвязи.

На сегодняшний день в тексте "Информационного общества" названы 42 мероприятия, запланированные на 2011-2013 годы как непосредственные (внутренние проекты, выполняемые Минкомсвязи, МЭР, ФСО, ФСБ и Минобрнауки). Кроме того, в тексте программы названы 86 мероприятий, выполняемых за счет так называемых тематических расходов (внешние или аналитические проекты, каждый из которых курирует тот или иной соисполнитель программы).

Помимо ожидаемых проектов, связанных с развитием электронного документооборота, ЭЦП, безопасностью передачи данных и других, плавно перекочевавших из "Электронной России", в "Информационном обществе" есть и ряд довольно "свежих" мероприятий. Так, одно из них — развитие средств поиска информации по различным видам контента — предполагает создание поисковика, способного искать тексты, изображения, аудио и видео. Его планируется использовать на всех государственных сайтах. Другое мероприятие — создание национальной информационно-коммуникационной платформы для распространения цифрового контента — это аналог сервиса Apple iTunes. Правда, будет он государственным или частным, пока не решено, говорит представитель Минкомсвязи.

Очевидно, что спрогнозировать развитие технологий на 10 лет вперед практически невозможно. В Минкомсвязи, понимая это, говорят, что документ будет "живым", т.е. будет обновляться по мере возникновения новых потребностей в государстве и обществе.

За стеклом

"Информационное общество" — самая масштабная и долгосрочная программа развития ИКТ в России. Большинство ее проектов, в отличие от всех предшествующих стратегий, не останутся незамеченными простыми гражданами и представителями среднего и малого бизнеса. Это означает, что и оцениваться "Информационное общество" будет не только и не столько на правительственных комиссиях или наблюдательных советах за закрытыми дверями, а прежде всего — в блогах, на интернет-форумах, в СМИ и на всевозможных публичных площадках. Значительно повысят прозрачность информатизации властных структур появление в России электронных госзакупок и активность проверяющих органов. Причем внимание общества будет нацелено не только на действия чиновников, вопросы к качеству работ будут предъявляться также ИТ-компаниям — непосредственным разработчикам тех или иных систем. Вся совокупность этих факторов позволяет надеяться, что новый мегаплан под названием "Информационное общество" по завершении получит от руководителей и граждан страны более лестные отзывы, чем "Электронная Россия".

PS. Спустя несколько дней после публикации статьи в журнале CNews, программа "Информационное общество" была утверждена премьер-министром России Владимиром Путиным. С полным ее текстом можно ознакомиться здесь.

Оригинальный текст статьи (с дополнительными иллюстрациями) читайте здесь:

http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2010/11/19/416660

 
Подписка на новости
Ваш E-mail
вернуться наверх