+7 (495) 956-79-28
Демо-версия клиента под BlackBerry
Версия для печати
Главная / Пресс-центр / Новости / e-Goverment: пути России и Европы расходятся?
Новости

e-Goverment: пути России и Европы расходятся?

06.03.2011

Автор: Антон Кураш
Источник: информационный портал "CNews"
Дата публикации: 02.2011

Евросоюз предпринимает шаги для организации континентального электронного правительства. Если у старушки Европы это получится, то встает вопрос о трансконтинентальном объединении. Но это проблема будущего, решение которой пока не двинулось дальше лозунгов и предложений. Российская программа развития информационного общества тоже не ушла далеко от стадии постановки проблемы. Насколько планы Евросоюза соотносятся с российскими перспективами на ниве e-Gov?

Послание Комиссии при Европарламенте появилось в открытых источниках два месяца назад. Документ под названием "План действий Европейского электронного правительства на 2011–2015 гг. „Применение ИКТ в целях создания умного, устойчивого и инновационного Правительства”" датирован 15 декабря 2010 года. Он является детализацией "Цифрового плана" — стратегического документа для Европейского сообщества, принятого в августе 2010 года, который в свою очередь устанавливает задачи по развитию информационного общества в Европейском союзе до 2020 года.

Ключевыми направлениями в нем стали: упрощение трансграничных онлайн-сделок, создание системы цифрового доверия, укрепление единого рынка телекоммуникационных услуг, функциональная совместимость стандартов, совершенствование нормативной базы, повышение компьютерной грамотности, устойчивое здравоохранение на основе ИКТ-поддержки, электронное правительство и т. д.

Новый план блицкрига в Европе?

Комиссия при Европарламенте определила наиболее существенные препятствия по использованию ИКТ в Еврозоне и пришла к выводу, что она по ряду показателей отстает от своих промышленных партнеров. К примеру, Комиссия обратила внимание на то, что в Европе в четыре раза меньше скачивается музыкального контента, чем в США, из‑за фрагментации рынка и отсутствия легальных предложений. 30 % европейцев до сих пор никогда не пользовались интернетом (статистику тянут вниз страны Восточного блока). Степень проникновения оптоволоконных высокоскоростных сетей равна 1 %, в то время как в Японии это 12 %, в Северной Корее — 15 %. Евросоюз тратит на ИКТ-разработки всего 40 % средств от уровня США. Также Комиссия обеспокоена тем, что большинство успешных интернет-бизнесов (Google, eBay, Amazon, Facebook) неевропейского происхождения. Одной из основополагающих проблем названо дробление правового, экономического и делового полей по национальному признаку, что ограничивает осуществление трансграничных сделок. Одна из десяти онлайн-сделок является трансграничной. Как оказалось, европейцам легче проводить трансграничные сделки с бизнесом в США, чем с одной из стран Евросоюза.

В развитие генерального плана утверждаются дополнительные документы. Такие как Директива электронных денег, с помощью которой рассчитывается увеличить оборот электронных денег через так называемые "электронные бумажники" до 10 млрд евро к 2012 году.

Технология электронной идентификации и аутентификации крайне необходима для операций в интернете, как для частного, так и для государственного сектора. Сегодня наиболее распространенным способом аутентификации является пароль. Для многих приложений этого достаточно, но для государственного сектора необходимо более безопасное решение. Поэтому планируется обеспечивать совместимость стандартов на основе открытых платформ разработки. Специфичность задачи заключается в том, чтобы с помощью идентификатора, выдаваемого в одной стране, получить доступ к услугам в другой и не собирать коллекцию паролей и средств аутентификации.

Безусловно, для жителей Старого света разработано определенное количество нормативных документов, регулирующих информационные правоотношения. Но при этом у пользователей должен быть простой способ получить разъяснения о своих правах и обязанностях, изложенных в понятной форме. Примером служит онлайн-платформа, опирающаяся на прототип eYou Guide.

Все вышеописанные инновации в равной степени касаются и электронного правительства. Отличительной особенностью развития информационных отношений Старого света является акцент на стирании национальных границ в системе публичного управления, а также в социальной отрасли.

Главная цель — Европа должна получить общее пространство в интернете для оказания государственных услуг, вне зависимости от местонахождения гражданина страны-члена Союза и услуги, которую он пытается получить в любом из государств-участников.

Вектор развития участников процесса представлен в таблице сравнения проведения научных исследований в странах участницах Евросоюза и на уровне общеевропейского исследования.

Темы исследований в Евросоюзе в сравнении с государствами-участниками

Одним из побуждающих факторов существования трансграничных электронных услуг считается увеличение торгового оборота между государствами и упрощение взаимодействия пользователей с правительствами соседних стран. Эта инициатива европейских парламентариев выделяется на фоне обычных задач. Но в целом данный раздел достаточно декларативен и не позволяет взять на вооружение особые приемы и тактику.

Для европейского континента одними из приоритетных задач в области электронного правительства традиционно называются смягчение рисков изменения климата, природных и техногенных опасностей за счет увеличения обмена экологическими данными. Также нередки случаи проявления европейской толерантности, когда на порталах государственных услуг размещаются разделы для помощи сексуальным меньшинствам. Сложно представить удовлетворенность российского населения электронным правительством, если подобные проблемы были бы поставлены во главу угла в нашей стране.

"Цифровой план" приводит интересную статистику использования услуг государственных органов. В 2009 году только 38 % физических лиц пользовались публичными сервисами, в то время как показатель юридических лиц достиг 72 %. В России положение иное, что связано в первую очередь с механизмами идентификации и регистрации пользователя системы. На едином федеральном портале государственных услуг существует регистрация пользователей физических лиц, но до сих пор не реализован данный сервис для юридических лиц.

Умное, устойчивое и инновационное

Ответственным органом по всем мероприятиям плана дел Европейского электронного правительства на 2011–2015 годы является Комиссия при Европарламенте. Этот орган в какой‑то мере можно сравнить с российской Правительственной комиссией по внедрению информационных технологий в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, образованной в 2010 году. Она тоже является коллегиальным органом, координирующим план реализации мероприятий создания информационного общества и электронного правительства в РФ. Но при этом надо понимать, что в России целесообразно возлагать ответственность за проведение работ на орган исполнительной власти, в данном случае Минкомсвязи. Но когда речь идет о межгосударственном сотрудничестве, то оптимальной формой управления может быть комиссия.

Что же является, согласно заголовку плана, ядром создания умного, устойчивого и инновационного правительства? К 2015 году ключевые трансграничные услуги должны быть дистанционно доступны в любой точке Европейского Союза. Ожидается, что тогда половина граждан ЕС будет использовать услуги электронного правительства. А среди юридических лиц этот показатель составит 80 %. И снова ведущим принципом объединения местного, регионального и национального уровней является экономия средств, навеянная мировым финансовым кризисом.

В рамках плана перечислен ряд задач. В частности, проектирование услуг с ориентацией на нужды потребителей. Иначе говоря, услуги должны строиться вокруг потребностей пользователей и обеспечивать гибкие и персонализированные способы взаимодействия с государственными органами. Например, для отслеживания распределения пособий, порядка поступления в учебные заведения, получения услуг признания актов гражданского состояния и т.д. К 2013 году Комиссия будет вырабатывать и согласовывать критерии оценки открытости и доступности услуг с государствами-членами, а также организует обмен опытом. В 2013 году государства-члены будут развивать свои внутренние услуги, включая функции по мониторингу статуса рассмотрения поданных заявителем документов.

Другая задача плана: объединение в производстве услуг. В 2011 году на основании исследований Комиссия оценит и сформулирует способы вовлечения в процесс производства технологий оказания государственных услуг заинтересованных сторон, включая граждан ЕС. В 2013 году она обобщит собранные предложения для передачи государствам-участникам. Предполагается, что действенным инструментом активности гражданского общества в сборе мнений и предложений будут социальные сети, в том числе специализированные.

В задаче "повторное использование информации публичного сектора" разработчики плана обратили внимание на то, что государство обладает большим объемом информации, которая служит лишь узким целям или вообще мало используется. Речь идет об информации, лишенной персональных данных физических лиц (демографическая, статистическая, географическая, экологическая и т. д.). При этом использование данных кроме прямых государственных нужд в частной сфере способно принести ощутимый экономический эффект. С этой целью через порталы органов государственной власти должен обеспечиваться доступ к информации публичного сектора. Одним из примеров такого портала называется ресурс Великобритании Data.gov.uk. К 2012 году обобщенный опыт использования таких сведений должен сформулировать новые стратегические директивы по применению информации публичного сектора в рамках "Цифрового плана Европы".

К 2014 году для "повышения прозрачности" в соответствии с Директивой Еврокомиссии "О защите персональных данных" государства-члены принимают на себя обязательства по созданию сервисов для граждан, где бы они могли контролировать использование своих персональных данных. Система, содержащая такие данные, будет готовить автоматический отчет для гражданина, для чего и где были использованы его персональные данные.

Для создания "бесшовных услуг для бизнеса" предполагается устранение громоздких процедур при получении государственных услуг. Уже были приняты две важные инициативы, названные: SPOCS (Simple Procedures Online for Cross-border Services, упрощение онлайн-процедур для транграничных услуг) и PEPPOl (Pan-European Public eProcurement On-Line, Европейские публичные электронные закупки). Цель первого документа — устранение административных барьеров для лиц и организаций, предлагающих свои услуги за рубежом. Второй направлен на совместимость решений в области электронных закупок и торгов для придания публичности и открытости полного цикла закупки, от заказа до выставления счетов и доступа к каталогам.

К 2015 году Еврокомиссия готовится к тому, что оказание государственных услуг будет происходить в разных государствах Еврозоны так же как это происходит внутри национальной системы.

Для повышения персональной мобильности граждан ЕС план предусматривает свободу передвижения по территории государств-участников. Возрастает необходимость совместимости услуг в сфере трудоустройства, обучения, здравоохранения и т. д. Уже к 2015 году государства Евросоюза берут на себя обязательства предоставить гражданам значимые трансграничные услуги в перечисленных областях. Но вместе с тем будет также обобщен опыт и по другим ключевым направлениям деятельности органов государственной власти. Данные услуги тестируются в рамках пилотных проектов. Некоторые из них станут доступны в электронной форме, а массовое внедрение предполагается запустить на основе типового инструментария.

Электронное правительство рассматривается как способ преобразований в интересах "улучшения организационных процессов и сокращения административных затрат". Государственные служащие выигрывают от повышения их компьютерной грамотности и освоения новых технологий управления. И в данной задаче Комиссия также делает акцент на обобщении и распространении успешного опыта и на подготовке программы повышения квалификации специалистов. Помогать в этом будет единый портал ePractice.ru, где систематизируется соответствующая практика.

Рассматриваемый план дел Европейского электронного правительства вывел запоминающуюся формулу "лучшее правительство — то, которое незаметно". Одна из предлагаемых мер снижения административного бремени — это обращение информации заявителя по принципу once only. Вводимые данные регистрируются только один раз и дальше должны тиражироваться для всех заинтересованных ведомств и сторон. Объединить эту идею разработчики плана предполагают к 2013 году в виде модели подобной регистрации.

Правительство, по мнению разработчиков плана, должны быть "зеленым". Очередной пункт, говорящий о том, что мы имеем дело с европейским документом. Деятельность правительств должна повышать экологическую безопасность и снижать выбросы углекислого газа в атмосферу.

Кроме того, правительство должно быть инновационным. Для реализации этой цели, а также для снижения расходов на программное обеспечение и построения гибкой и открытой модели в ближайшее время будут применяться такие технические подходы, как облачные вычисления и сервисно ориентированная архитектура (SOA). К 2012 году по этому направлению уже будут внедрены экспериментальные проекты, демонстрирующие общественности инновационные технологии и архитектуру.

Все познается в сравнении

Если оценивать в комплексе план дел Европейского электронного правительства на 2011–2015 годы, то при всей красоте озвученных там "заповедей" не покидает мысль о его декларативности. Кроме того, смущает откровенное заявление разработчиков о планах по сбору опыта и мониторингу лучшей практики. Это, конечно, тоже заслуга, поскольку показательные примеры не только становятся тиражируемыми и типовыми, но еще и экономят средства. В Российской Федерации в гогосударственной программе развития информационного общества в РФ на 2011–2020 года (фактически единственном программном документе на сегодняшний день федерального масштаба, регулирующем эту сферу), данные мероприятия не упоминаются. Есть постановка проблемы о том, что слабо координируется использование органами государственной власти информационных технологий, недостаточно используется лучший опыт внедрения информационных технологий для повышения эффективности государственного управления. Но практических действий в документе не названо. Поэтому, наверно, успешной работы по распространению универсальных решений мы не видим. Одним из удачных примеров можно назвать единый портал государственных услуг, который появился много позже уже существовавших отдельных региональных порталов. Хотя ничто не мешало начать заниматься его конструированием раньше. Тем не менее он стал образцом для разработки и переработки региональных сайтов.

После изучения европейского опыта хотелось бы увидеть такой же план у российских коллегиальных органов, ответственных за формирование электронного правительства. Той же правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. А потом еще бы и предметный отчет по результатам.

Важным отличием от российской действительность для «западной демократии» на текущей стадии является стремление с помощью новых форм управления поддержать бизнес, дать ему новые инструменты для работы, помочь ему государственными ресурсами, в том числе информационными, укрепив тем самым экономику.

В России на это не слишком надеются, но хотя бы пытаются добиться искоренения недоступности государственных услуг и упрощения их процедур. На Западе об этом говорят все меньше, и возникает ощущение, что пользователи уже не сталкиваются в этой сфере с непреодолимыми трудностями.

До 2020 года разработана дорожная карта доверия электронному правительству.

Красной строкой в текущих европейских документах проходит обеспечение доступности трансграничных государственных онлайн-услуг. На ближайшие четыре года Старый свет должен не просто автоматизировать национальные госуслуги, но и интегрировать наиболее значимые из них с другими государствами-участниками.

В российской программе все еще делается акцент на проблеме локального ведомственного характера внедрения информационных технологий и на необходимость межведомственного взаимодействия. В то время как в рассмотренных выше инициативах мы имеем дело уже с межгосударственным взаимодействием. Хотя знаковым для России было бы решение вопросов межрегионального взаимодействия. Надо признать, что отдельные попытки в этом направлении предпринимаются. Взять хотя бы единую регистрацию на портале государственных услуг для получения госуслуг федеральных ведомств по всей стране. Но все же это случай, когда мы обращаемся в одну структуру, имеющую территориальные подразделения. Гораздо хуже обстоит дело с взаимодействием федеральных, региональных и местных органов власти.

Частным пунктом в госпрограмме развития информационного общества в РФ прописано создание единого электронного регистра актов гражданского состояния, скоординированного с данными адресно-справочных, паспортных и других учетных систем РФ.

Среди пересекающихся разделов российской госпрограммы с европейской можно назвать еще несколько: развитие инфраструктуры доступа населения к сайтам органов государственной власти и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания населения, обеспечение инфраструктуры, решений и стандартов в области обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне, а также с населением и организациями, совершенствование механизмов авторизации и идентификации пользователей.

Среди плановых задач на европейском континенте незаметны какие-либо глобальные промышленные программы, к примеру, по созданию технопарков в сфере высоких технологий. Российская госпрограмма, напротив, такую цель указывает.

Особая норма, напоминающая принцип "только один раз", о разовом ведении часто используемой информации в систему предоставления государственных услуг, косвенно присутствует в Федеральном законе от 27 июля 2010 года № 210‑ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Там содержится требование об обмене документами и информацией ведомств друг с другом, а не через заявителя.

Есть в российском законодательстве и условие обеспечения к 2013 году по ряду ключевых госуслуг этапа, на котором заявитель сможет контролировать и отслеживать статус документов, поданных в государственные органы.

В итоге можно сказать, что план действий европейского электронного правительства на 2011–2015 годы отличается от российского глубиной интеграционных моментов и трансграничностью распространения. Заметно, что соседи уже думают на шаг вперед. Но имеющиеся документы не описывают конкретных действий по достижению установленных показателей, что не гарантирует их воплощение.

В России поставлены хорошие задачи. Чего только стоит полностью интерактивное взаимодействие по первоочередным федеральным и региональным услугам к 2014 году. Но будут ли они реализованы — вопрос остается открытым. Уже слишком тривиально упоминать при анализе именно эту российскую особенность — хромающее воплощение прекрасных начинаний, губящее их на корню.

 
Подписка на новости
Ваш E-mail
вернуться наверх