+7 (495) 956-79-28
Демо-версия клиента под BlackBerry
Версия для печати
Главная / Пресс-центр / Новости / Почему Россия до сих пор не электронная
Новости

Почему Россия до сих пор не электронная

15.07.2009

Основной смысловой посыл VI Тверского социально-экономического форума "Информационное общество" оказался далеко не благостным - массовое внедрение в России информационно-коммуникационных технологий по-прежнему находится на начальном этапе.

На мероприятии, собравшем 1,2 тыс. представителей регионов, чиновникам попросту не на чем было строить свои доклады о результатах информатизации общества. К 2010 году в стране, в соответствии с действующей ФЦП "Электронная Россия", должен наступить "информационный рай". Это, как минимум, налаженный электронный документооборот в органах государственной власти и дистанционное предоставление госуслуг населению, единая телекоммуникационная инфраструктура для публичного и образовательного интернета, автоматизированная система ЖКХ, распространение в массовым порядке информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в реальном секторе.

Чиновники в своих докладах фактически признали, что Россия если и приблизилась к описанному сценарию, то в минимальной степени. Информационного общества в стране нет хотя бы потому, что существует колоссальное неравенство регионов в развитии и использовании ИКТ. "Две трети регионов даже не имеют планов информатизации, а из тех, которые имеют, только в пяти можно найти соответствие планам, утвержденным в 2007 году", - сообщил руководитель администрации президента Сергей Нарышкин. Ему вторил министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев: "Единой картины информационного общества не получается, уровень разрыва в информационном развитии между отдельными регионами достигает в среднем 3,5 раз, а между передовиками и аутсайдерами - 6,4 раза".

Смена названий

Процесс создания информационного общества (впервые его концепция была утверждена еще в 1999 году) находится чуть ли не в начальной стадии. Теперь за нулевую принята новая точка отсчета - "Стратегия развития информационного общества в РФ", утвержденная в феврале 2008 года. Все мероприятия будут привязываться к ней, в том числе, продление "Электронной России" новым проектом "Информационное общество 2011-2018", который правительство собирается принять в ноябре. Как отметил советник президента Леонид Рейман, общее финансирование мероприятий стратегии до 2011 года составляет 152 млрд рублей, из которых 40 млрд - из средств регионов.

"ФЦП разрабатывалась совсем в другое время и не была рассчитана на реализацию столь масштабных проектов, - объяснял необходимость изменений Игорь Щеголев. - Достаточно сказать, что ее финансовый объем, траты в целом с 2002 года, уступают нынешним программам регионов. Кроме того, "Электронная Россия" истекает в 2010 году. Поэтому мы уже начинаем рассматривать продление программы до 2018 года. Она будет направлена на создание комплекса организационных, правовых, социально-технических основ информационного общества, как об этом и говориться в планах реализации Стратегии-2020".

Иными словами, Минсвязи только приступает к выработке базы, на которой уже несколько лет должна вестись активная практическая работа. Тем же могут похвастаться остальные ведомства, подвязанные к выполнению положений "Электронной России" и, следовательно, к будущей программе "Информационное общество 2011-2018". На этом фоне оптимистично выглядит заявление аудитора Счетной палаты Александра Пискунова. По его мнению, есть все, чтобы выстроить целостностную систему управления ИКТ: "Вложены колоссальные средства в техническое оснащение и поддержание каналов связи, отработано общеметодическое обеспечение. Дело за малым - дожать закон о стратегическом планировании и сформировать тезаурус и логику, которые обеспечат эффективный диалог между властью, бизнесом и обществом". По мнению Ильи Пономарева, председателя подкомитета по технологическому развитию Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы, происходит лишь смена названия, она приведет к тому, что финансирование, которое фактически не ведется по ФЦП, будет перекинуто дальше. Но будет ли освоено как полагается - вопрос.

Бесполезные ресурсы

Работа ведомств тормозится потому, что у исполнителей нет понимания, каким образом реализовывать тот или иной проект. Как следует из слов руководителя Федерального агентства по информационным технологиям Владимира Матюхина, агентство до сих пор ломает голову, как создать правовую надстройку, обеспечить ее взаимодействие с информационными ресурсами, и при этом не сломать существующей технологической системы. Из практических действий в рамках "Электронной России", похоже, агентство сделало только портал Общероссийского информационного центра, предназначенный для оказания дистанционных госуслуг. Владимир Матюхин честно признал, что интернет-ресурс далек от совершенства. Мягко сказано: против большинства позиций значится - полностью в электронном виде услуга не может предоставляться из-за отсутствия нормативно-правовой базы.

Когда портал выйдет из тестового режима, он несомненно облегчит жизнь многим гражданам, пытающимся через сеть "вступить во взаимодействие" с госорганами, чтобы получить информацию или услугу (по плану, к 2011 году через интернет население должно получать 46 госуслуг). Пока, в соответствие с пилотным исследованием интернет-ресурсов органов госвласти, проведенным Ассоциацией менеджеров в марте-апреле 2009 года, большинство сайтов госструктур попросту бесполезны. Ассоциация оценивала интернет-ресурсы по 20 параметрам, базовым для ЕС. Получить можно лишь общую информацию, а госуслуги почти не оказываются. Счетная палата со своей стороны проводила интегральную оценку эффективности использования инфоресурсов всеми эшелонами власти. "Эффективность резко падает", - резюмировал Александр Пискунов.

Чуть выше Молдавии

Результаты проекта развития электронного правительства неудивительны. Как следует из доклада ОНН от 2008 года (проводится раз в три года), в рэнкинге готовности e-government у 192 членов ООН Россия опустилась с 50 на 60 место. Из десяти стран Восточной Европы позади только Молдавия. Специалист Глобального департамента ИКТ Всемирного банка Хуан Навас Сабатер отметил, что российские власти сильно отстают от зарубежных коллег прежде всего по количеству обращений граждан к интернет-ресурсам правительства. Все дело в низком качестве контента, резюмировал представитель Всемирного Банка.

"К сожалению, документ (программа "Электронная Россия" - "Ф.") вышел из плана, и начать разработку мы смогли только с февраля 2005 года, - посетовал Александр Петров, начальник отдела электронного правительства Департамента госуправления, регионального развития и местного самоуправления Правительства РФ. - В настоящее время ключевые направления плана не реализуются". Подобные заявления участники форума услышали и про развитие и использование ИКТ в других направлениях. В результате работы форума организаторам поступило около 100 предложений от участников тематических секций. По словам Леонида Реймана, они будут рассмотрены и внесены в план реализации Стратегии.

Оригинальный тексть статьи читайте здесь:

http://svobodainfo.org/info/page?tid=633200005&nd=458222124

 
Подписка на новости
Ваш E-mail
вернуться наверх