Вы можете написать нам через форму и менеджер свяжется с Вами в ближайщее время
Сколько стоят специалисты СЭД?
Отсутствие политики управления корпоративным контентом приводит к потере до 20% доходов компании в ходе нарушения бизнес-процессов или необходимости повторной обработки информации. Решить проблему может вовлечение всех специалистов, использующих данные, в "совместную работу", а не делегирование этих обязанностей менеджерам документооборота.
Согласно исследованию компании TDWI, некачественный контент снижает доходы компаний на 10-20%. При этом 80% из 83% респондентов, ответивших положительно на вопрос о наличии в больших массивах "плохой информации", считают, что убыток от нее составляет не более 0,1% от их выручки. При этом, как отмечают исследователи, инвестиции в управление информацией (information management) не входят в список приоритетов бизнеса.
Анализируя эти данные, ИТ-консультант скандинавской компании Acando Оскар Берг (Oscar Berg) предлагает пересмотреть подход к решению этой задачи за счет "совместной работы". Эксперт считает, что успех в управлении информацией возможен тогда, когда он становится всеобщим делом всех сотрудников организации, а не отдельной группы менеджеров ECM/СЭД. Проблема же многих компаний состоит в том, что они пытаются по-прежнему использовать устаревшие стратегии, методики и решения, которые уже не работают в современных условиях рынка. CNews опросило участников рынка СЭД в России и кадровые агентства о том, сколько сейчас стоит профессионал в области управления документацией, а также попросило оценить степень применимости высказанных западными экспертами точек зрения на сферу управления контентом.
Отмеченные в исследовании проблемы "плохой информации", по мнению российских специалистов электронного документооборота, связаны с тем, что развитый западный рынок прошел стадию перевода бумажных документов в цифровую форму и теперь стоит перед решением проблемы быстрого и эффективного поиска данных в хранилищах. Эксперты соглашаются с точкой зрения шведского аналитика и прогнозируют, что в дальнейшем негативная ситуация будет только усугубляться. "Удерживать" информацию внутри корпоративного контура бесполезно. В конечном итоге основная масса мирового контента сосредоточится не внутри корпоративных сетей, а в интернете, на просторах бесконечных социальных сетей, файлообменников, видео- и фотогалерей.
"Та платформа (или, скорее, глобальный сервис, технология), которая позволит наиболее удобным и простым способом управлять потоками контента в интернете, быстро находить требуемые данные, и будет завоевывать рынок", - уверен Александр Аксельрод, директор департамента Documentum "Корус Консалтинг".
Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision, приводит в качестве примера рутинные способы управления информацией - канцелярии, архивы, СЭД и так далее, которые дают результат, хотя связаны с выделением для управления информацией специальных людей, а не распределением этой задачи по всем сотрудникам. "Продолжая аналогии, использованные Бергом, можно сказать что канцелярия - это правильный метод, который был создан в индустриальном обществе и уже исчерпал свои возможности. Получить с него радикальный эффект в информационном обществе невозможно просто потому, что он уже применяется и неразумно рассматривать даже гипотетически, что будет, если перестать учитывать и хранить документы вообще". Для России ситуация, по его мнению, будет практически идентичной с той разницей, что отечественные менеджеры зачастую имеют завышенные ожидания от внедрения средств управления контентом в плане обеспечения эффективности бизнеса, чем их западные коллеги с опытом неудач в этой сфере.
Об этом же говорит и Евгений Стаханов, директор по маркетингу Terralink. Он считает, что "руководство отечественных компаний часто уверено в том, что, потратив достаточно большую сумму и внедрив СЭД, оно решает эту проблему раз и навсегда, забывая о том, что содержание информации в порядке - это кропотливый ежедневный труд всех сотрудников, и никакая "волшебная" система от этого труда не избавит".
Вадим Ипатов, заместитель генерального директора по развитию бизнеса "Интертраст", соглашается с мыслью Оскара Берга о том, что большее количество вовлеченных в процессы электронного документирования сотрудников компании обеспечат большую отдачу от ЭДО в целом, но выражает сомнение по поводу идеи Enterprise 2.0, которая сможет повысить качество информации и ее управляемость. "Здесь было бы полезно разделить электронное взаимодействие, в рамках которого рождается большая часть электронного контента, и электронное документирование, которое и делает электронную информацию точной, доступной и достоверной, а также обеспечивает ее целостность, аутентичность, значимость. Российский рынок СЭД имеет более продвинутые традиции в плане дисциплины электронного документирования по сравнению с либеральными западными подходами к управлению документами. При этом, правда, степень вовлеченности персонала в процесс документирования остается у нас недостаточной", - считает специалист.
Оценки стоимости специалистов по управлению информацией у компаний-игроков рынка СЭД и у кадровых агентств отличаются незначительно. Связано это в большей степени с тем, что менеджер СЭД в России – это обычно делопроизводитель, реже – технический специалист или менеджер проектов, а не специально обученный работник. Вадим Ипатов приводит пример схемы карьерного продвижения таких сотрудников: внедрение системы в организации, демонстрация возможностей СЭД в плане повышения эффективности управления, образование подразделения СЭД (в рамках управления делами или в качестве самостоятельной структурной единицы) и, наконец, руководство этим подразделением. Главными задачами такого отдела станут управление регламентами электронного документирования, вовлечение в электронный документооборот всех подразделений организации, администрирование информационной системы.
"Проблема заключается в том, что в контексте использования СЭД в России не существует самого понятия "контент". Заказчики и разработчики оперируют понятием "документ". Управление информацией в более широком понимании, чем электронный документооборот, только начинает развиваться в России. Поэтому применительно к российскому рынку мы можем говорить о том, что ярко выраженных различий между специалистами по управлению контентом и обычными делопроизводителями не существует. С документами может работать секретарь, делопроизводитель, специалист, руководитель отдела, топ-менеджер – любой сотрудник, который имеет отношение к прохождению данного вида документа или поручения в системе", - объясняет Александр Аксельрод.
Кадровые агентства отмечают, что непосредственно специалисты в области управления контентом на отечественном рынке представлены в чрезвычайно малом количестве. "Среди большинства россиян СЭД по-прежнему ассоциируется с такими системами как Documentum, Lotus и т.п. в их первоначальном виде, а ECM понимается как следующий этап развития таких систем. И если Россия отставала по темпам внедрения СЭД от всего мира, то на этапе ECM это отставание стало еще более заметным и ощутимым, - рассуждает Гульшат Суханова, директор по развитию КА "Кадровый капитал". - Поскольку сам рынок продукции ECM в России еще не сформирован, то говорить о сформированности рынка труда на таких специалистов пока тем более не приходится. К сожалению, среди российских компаний нет еще таких, которые были бы готовы в существенной мере отказаться от бумажного документооборота и перейти полностью хотя бы на системы уровня СЭД. Поэтому большая часть времени менеджеров (клерков)- пользователей СЭД и/или ECM по прежнему связана с бумажными документами".
В разговоре с корреспондентом CNews госпожа Суханова рассказала о немногих заказах по подбору специалистов, от которых требовались навыки работы с ECM и с СЭД. Она считает, что название должности в этих случаях вовсе не отражало специфику данной работы, а требования и условия, как правило, мало чем отличались от аналогичных должностей, не связанных с ECM. Это, по ее словам, объясняется в первую очередь тем, что работодатели старались не ограничивать и не сужать круг потенциальных соискателей, и указывали требования к знанию каких-то конкретных систем СЭД/ECM лишь в качестве дополнительного (необязательного) параметра, и в большинстве случаев конкурс на такие вакансии успешно проходили не те кандидаты, которые обладали описанными дополнительными навыками, а те, кто дольше проработал в нужной сфере.
В Superjob.ru отмечают иную тенденцию, связанную с устойчивым ростом спроса на специалистов в области СЭД. Алексей Захаров, президент рекрутингового портала SuperJob, называет наиболее частые запросы рынка труда для специалистов в этой области – "Делопроизводитель / Специалист по документообороту", "Консультант по внедрению СЭД", "Специалист по сопровождению СЭД" и отмечает, что отличительной особенностью вакансий для таких специалистов является наличие требований к опыту работы с СЭД от 1 года.
"Рынок труда в области СЭД находится в стадии активного формирования и развития. Кризис затронул все профессии и специальности рынка труда, в том числе рынок труда в СЭД, другое дело, что разные профессии будут "выходить" из кризиса разными темпами", - констатирует специалист. По его прогнозам, спрос на кадровом рынке в сегменте СЭД будет расти активней, чем во многих других профессиональных сегментах, потому что на современном этапе развития рынка и технологий любой бизнес-процесс становится "завязан" на систему СЭД-ERP.
"Зарплаты разработчиков СЭД и менеджеров контента в СЭД в России никак не связаны друг с другом. Разработчики СЭД – это программисты, и их зарплаты соответствуют общему уровню зарплат программистов на рынке", - объясняет Евгений Стаханов. Он уверен, что никто не будет платить больше или меньше только за то, что перед ним "разработчик СЭД", поскольку платят за нужный работодателю опыт и навыки, например, знание тех или иных языков программирования, технического английского языка. По его данным, зарплата разработчиков в среднем составляет от 60 до 80 тысяч рублей. Менеджеры контента, по версии господина Стаханова, это те же самые "обычные делопроизводители", обученные работать с конкретной СЭД. Уровень их зарплат соответствует уровню зарплат в сфере секретариата и делопроизводства, а навык работы с конкретной СЭД, используемой в компании, будет плюсом при приеме на работу. Уровень зарплат для этой категории специалистов – 20 – 40 тысяч рублей.
В "Корус Консалтинг" полагают, что уровень зарплат разработчики СЭД в России совпадает со средним уровнем доходов ИТ-специалистов на российском рынке, а средняя зарплата технического специалиста в области СЭД с опытом работы 2-3 года находится на уровне 50-60 тыс. руб.
"Рынок труда делопроизводителей вполне сформирован, только это как раз и есть рынок канцелярских служащих индустриального общества. К сожалению прецедентов когда при внедрении СЭД работники мотивируются на работу в ней - слишком редки, зато когда применяются - оказывают радикальное влияние на окупаемость СЭД предприятия. Что касается оплаты труда разработчиков СЭД, то это не является отдельным сегментом рынка. За программистов конкурируют все разработчики любых систем и цена труда является отраслевым показателем индустрии разработки, а не индустрии СЭД", - уверен Сергей Курьянов.
Вадим Ипатов полагает, что с повышением распространенности СЭД и их масштабности роль менеджеров СЭД возрастает: "Какой бы ни была степень подготовленности персонала организации в плане электронного взаимодействия, работы с электронными документами, обойтись без отдельной службы, формирующей регламенты электронного документирования, в том числе документирования ключевых процессов бизнеса, трудно. Видимо будущее менеджера СЭД/подразделения СЭД - в приобретении ролей бизнес-аналитика, юриста, рекордс-менеджера. Востребованность в такой категории персонала должна расти".
Модуль Email-маркетинга в настоящее время недоступен.