+7 (495) 956-79-28
ГлавнаяПресс - центрСтатьи и интервьюДве стороны электронной услуги

Две стороны электронной услуги

Автор: Вадим Ипатов
Источник: журнал "ИнформКурьер-Связь"
Дата публикации: 11.2010

Для того чтобы оказывать государственные и муниципальные услуги в электронном виде с высоким качеством, необходима интеграция единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и внутриведомственных систем электронного документооборота, считает Вадим Ипатов, заместитель гендиректора компании "ИнтерТраст" по развитию бизнеса.

Оказание госуслуг в электронном виде -- главная компонента электронного государства и информационного общества. Система оказания услуг в электронном виде концептуально должна состоять из двух крупных блоков -- блока регистрации запросов на оказание услуг и выдачи результатов и блока отработки запросов.

Блок регистрации запросов на оказание услуг должен быть единым для всех услуг и для всех субъектов, их оказывающих, и функционировать по единым правилам и нормам. Блок отработки запросов зависит от характера услуги и от особенностей субъекта (организационных, методических, технологических и др.).

В идеале блок регистрации запросов может предоставлять несколько способов общения заявителя с электронным государством. Это может быть обычное бумажное заявление, скрепленное подписью гражданина с приложением пакета документов, требуемых по регламенту; или направленное по электронной почте заявление с электронными приложениями. Кроме того, подать заявку на получение госуслуги в электронной форме можно через веб-браузер, с мобильных карманных устройств, а также через интернет-киоск или банкомат с помощью универсальной электронной карты. В будущем эта операция будет доступна и с ТВ-приставки.

Вне зависимости от способа подачи запроса на оказание услуги пакет документов должен консолидироваться, размещаться и регистрироваться на каком-то центральном узле межведомственного документооборота на федеральном или региональном уровне. Данные функции могут быть делегированы единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ № 697 от 08.09.2010. СМЭВ могла бы маршрутизировать поступивший запрос в соответствующее ведомство согласно электронным регламентам в блок отработки запроса, а также выполнять функции контроля его исполнения.

На этапе отработки запроса подключаются внутренние ресурсы исполняющего ведомства и внутренние регламенты, которые должны обеспечивать исполнение услуги с точно означенным результатом и в определенные регламентами сроки. В общем случае на этом этапе должна быть проведена внутренняя регистрация заявки и всех входящих в нее документов; сформированы соответствующие поручения конкретным исполнителям -- должностным лицам или подразделениям -- по заявке в целом и отдельным ее документам; поручения поставлены на контроль их исполнения; документы заявки маршрутизированы исполнителям.

Если в предоставлении услуги участвуют несколько органов, необходимо сформировать запрос в другие ведомства с использованием СМЭВ и получить ответы. Затем нужно зарегистрировать свидетельства выполненных по заявке мероприятий и отчеты об исполнении, консолидировать подготовленные результаты отработки заявки и передать выполненную работу в виде пакета выходных документов в СМЭВ.

Для конкретных видов услуг могут возникать дополнительные задачи в виде коллективной электронной работы над документами, внутренних промежуточных запросов и консультаций, согласования принятых решений и документов, их утверждения и пр. Для решения этих задач эффективно использование внутриведомственных систем электронного документооборота. Компоненты СЭД должны позволять автоматизировать операционную деятельность, обусловленную исполнением заявки, быстро и в полном объеме находить и предоставлять необходимые документы по ходу исполнения или в историческом аспекте.

Для выполнения своих функций по внутриведомственной поддержке процессов оказания услуг с высокой эффективностью, скоростью и прозрачностью СЭД должна обладать развитым инструментарием, в том числе:

  • автоматизированной системой управления деловыми процессами, выполняющей различные ручные процедуры (регистрацию и маршрутизацию документов, уведомление о наступивших событиях, формирование «подшивок» электронных документов), а также контролирующей ход исполнения процесса и предотвращающей пропуски необходимых действий;

  • инструментарием разработки и модификации процессов и их предоставления системе управления процессами;

  • системой управления делами по заявкам, позволяющей агрегировать документы заявки и свидетельства исполнения заявки в соответствии с требованиями защиты информации и ее регламентированного извлечения в интересах правового регулирования, внутренних или внешних аудитов.

Для успешного функционирования блока отработки запроса СЭД должна быть интегрирована со СМЭВ, организационно обеспечена электронными административными регламентами оказания услуг, обладать развитой системой документоориентированных и технологических сервисов. Особые требования должны предъявляться к защите информации, обеспечению конфиденциальности, защите персональных данных.

Оригинальный текст статьи читайте здесь:

http://www.iks-media.ru/issue/2010/11/3508612.html

Модуль Email-маркетинга в настоящее время недоступен.

Ресурс 1 Ресурс 1