+7 (495) 956-79-28
ГлавнаяПресс - центрСтатьи и интервьюНовое время ИТ: консолидация продолжается

Новое время ИТ: консолидация продолжается

Каковы бы ни были прогнозы специалистов относительно состояния российской экономики на ближайший период, с приходом кризиса жизнь не кончается. И от того, какой стратегии в отношении ИТ сегодня придерживается предприятие, зависит его жизнеспособность в среднесрочной и отдаленной перспективе. В первую очередь в период кризиса ревизии подвергаются точки затрат. А к затратной части бизнеса относится как раз и область ИТ. Но только не в банковской сфере. Банковская отрасль традиционно очень восприимчива к инновациям в информационных технологиях, и это неудивительно: ведь ИТ в банке — это основной инструмент бизнеса, не менее важный, чем производственные мощности на индустриальном предприятии. О стратегии развития ИТ-инфраструктуры ЮниКредит Банка рассказывает Михаил Хайзников, руководитель его архитектурного отдела .

– Насколько часто происходят изменения в сфере ИТ в ЮниКредит Банке, и чем это обусловлено?

— Источников для изменений, влияние которых ощущается в сфере ИТ, очень много. Для банка это прежде всего внешние источники. Во-первых, это изменения, коррелирующие с текущей ситуацией на рынке и собственными инициативами банка, связанными с развитием нашего бизнеса. Во-вторых, это инициативы Центрального Банка РФ. Кроме того, мы являемся международным банком с иностранным капиталом. У нас есть акционеры, которые предъявляют свои требования и в части бизнес-процессов, и в части функционирования информационных систем. Еще один важный источник изменений состоит в том, что наш банк должен соответствовать не только требованиям ЦБ РФ, но и центральных банков других стран, в соответствии с тем, где располагаются наши акционеры. В дополнение к этому существуют и внутренние требования в отношении ИТ со стороны UniСredit Group, в состав которой входит ЮниКредит Банк.

Нынешняя ситуация, можно сказать, бросает вызов сфере ИТ: новые инициативы, требующие автоматизации, появляются каждую неделю. Мировой финансовый кризис, безусловно, поставит новые масштабные задачи перед ИТ – отличные от тех, которые были во времена бурного роста: ЮниКредит Банк традиционно в кризисные периоды был оплотом стабильности, в это время мы стремимся, чтобы ситуация на рынке не влияла на качество нашей работы. Людям интересен банк, который предоставляет надежные гарантии для хранения денег, стабильные услуги, независимо от финансовой ситуации на рынке.

— Как быстро растет число приложений?

— Сегодня в банке функционирует несколько сотен различных приложений. И темпы увеличения их количества зависят от рыночной ситуации. Развертывание новых приложений отрицательно сказывается на надежности и обслуживаемости ИТ-системы банка в целом. Мы стремимся решать новые задачи в рамках существующих систем. Конечно, не всегда это возможно, и задача ИТ-архитектуры — предложить оптимальный способ интеграции новых систем в ИТ-ландшафт банка.

— Какие задачи стоят перед архитектурным отделом?

— Внутри ИТ существует определенная специализация. ИТ-архитектура является новой дисциплиной и еще не всегда воспринимается серьезно. В нашем банке потребность в таком подразделении была осознана в связи с внедрением новой АБС, которое вызвало существенное изменение ИТ-ландшафта. Было необходимо проанализировать существующую систему и предложить план развития с учетом возможностей новой АБС.

С тех пор роль и задачи архитектурного отдела существенно расширились. Если сжато, то сегодня наша задача – обеспечение согласованного развития всей ИТ-инфраструктуры банка. Что это означает на практике?

Во-первых, мы проводим предварительный анализ ИТ-проектов на предмет распределения функциональности между приложениями и анализа возможных изменений. Эта работа требует понимания как способов взаимодействия приложений, так и организации бизнес-процессов банка. Выработанные архитектурные решения являются основой для дальнейшего планирования и бюджетирования работ и зачастую являются тем документом, который позволяет представителям бизнеса и ИТ на равных обсуждать будущее решение. Для каждого ИТ-проекта назначается архитектор, контролирующий соблюдение архитектурного решения, а при необходимости, уточняющий и разъясняющий его проектной команде. Приемка архитектуры приложений является одним из первых этапов сдачи программных систем в эксплуатацию. Информация о всех приложениях и связях между ними фиксируется в специальной базе знаний. Во-вторых, архитектурный отдел вырабатывает общие правила и принципы, которые определяют развитие как всей ИТ-системы банка, так и ее отдельных компонентов. Одним из таких базовых принципов является стандартизация. Для решения распространенных задач мы стремимся выбирать единое решение – платформу. Один из характерных примеров – платформа гарантированной доставки сообщений, реализованная у нас средствами IBM WebSphere Message Broker и IBM WebSphere MQ. В рамках платформы прорабатывается решение стандартных ИТ-задач: обеспечение надежности и масштабируемости, безопасности и жизненного цикла приложений. При работе над конкретным проектом это позволяет сосредоточиться на решении бизнес-задач, используя готовую технологическую инфраструктуру. Наличие четких стандартов также упрощает работу с внешними подрядчиками, обеспечивая единообразие разрабатываемых решений.

Кроме непосредственно запросов бизнеса, в своей работе мы ориентируемся на стратегические цели по развитию ИТ-инфраструктуры, плотно взаимодействуем с методологами бизнес-процессов и, конечно, всеми ИТ-подразделениями от разработчиков до эксплуатации, т. к. от сбалансированности архитектуры зависят все основные характеристики программных систем.

— Существует ли в вашем банке проблема интеграции приложений?

— Как я уже сказал, банк использует несколько сотен приложений. Обмен данными между ними – настоятельная потребность для эффективного ведения бизнеса. Проблема гетерогенности, безусловно, стоит, но я бы не сказал, что для нашего банка она очень серьезна. В этом отношении нам повезло: ЮниКредит Банк развивался в значительной степени централизованно, и мы всегда стремились к соответствующей архитектуре ИТ. Наиболее остро проблема гетерогенности встает при слияниях и поглощениях банков в силу объединения разных организаций, придерживающихся разных стандартов. Еще один источник такого рода проблем – бесконтрольное использование внешних подрядчиков, каждый из которых стремится использовать знакомые ему технологии. ЮниКредит Банк в основном развивался за счет естественного роста и используя внутренние ресурсы разработки, которые сформировали базовые ИТ-стандарты. Сегодня мы активно используем ресурсы внешних подрядчиков, но их работа уже регламентируется нашими стандартами. Поэтому, хотя приложений у нас действительно много, проблема гетерогенности остро не стоит.

Конечно, у нас есть различные приложения, реализованные на разных платформах, с которыми надо как-то работать и поддерживать их. Поэтому вот уже в течение пяти лет мы развиваем систему промежуточного слоя на базе продуктов IBM WebSphere Message Broker и MQ. Этот промежуточный программный слой, представляющий собой универсальную среду для разработки, внедрения и исполнения интеграционных приложений в соответствии с сервисно-ориентированной архитектурой, обеспечивающей максимальную гибкость и высокую скорость ввода в эксплуатацию фронт-офисных систем, а также контроль над ключевыми метриками бизнес-процессов банка. Мы не ограничиваем понятие SOA рамками веб-сервисов, а реализуем эту модель в виде событийно-ориентированных решений (Message-Oriented).

По сути — это высокопроизводительная интерфейсная шина, обеспечивающая единый механизм обмена данными между банковскими системами, с преднастроенными стандартными форматами данных и потоками сообщений (документов), такими, как рублевые/валютные платежные поручения и т. п. На ее основе реализуются межсистемные интерфейсы для функционирования гетерогенных приложений. Большой вклад в развитие этой системы внесла компания Cinimex — один из наших основных подрядчиков по разработке интеграционных решений, с которым мы уже давно сотрудничаем. По мере необходимости мы проектируем новые интерфейсы, а Cinimex осуществляет их разработку и подключение к конкретным системам.

— Один из важнейших внутренних процессов в банковской сфере — документооборот. Как решена задача автоматизации этого процесса?

— Документооборот в банке бывает разный. Общий масштабный внутренний документооборот связан с движением большого количества неструктурированных документов между подразделениями — зачастую это просто согласование служебных записок. Этот процесс обслуживается системой CompanyMedia фирмы InterTrust.

Но существует и другой вид документооборота, который требует специализированных решений. Он должен быть тесно увязан с бэк-офисными системами, для того чтобы повысить эффективность обработки документов. Он функционирует там, где имеется фиксированный бизнес-процесс, где приходится обрабатывать много документов или существуют жесткие требования по способам их обработки, высока трудоемкость, но при этом достаточно стандартно содержание. Характерный пример — обработка кредитных заявок. Для реализации этого вида документооборота мы применяем отдельное решение.

Еще один вид специализированного документооборота — это процесс, связанный с обработкой платежных документов. Это достаточно сложная процедура, связанная с маршрутизацией документов в банке. Как я уже упомянул, в нашем банке реализована централизованная структура ИТ. Но при этом обработка документов (особенно платежных, которые идут через клиринговую сеть ЦБ РФ) распределена в регионах. Поэтому необходимо обеспечить соответствующую работу централизованного решения по регионам для направления туда документов и реализовать должным образом разделение прав, вплоть до направления документов на различные принтеры. Это довольно большой объем работы, связанной именно с документооборотом. Для этих целей у нас внедрена специальная система на базе продукта IBM WorkFlow; ее разработку также выполнила компания Cinimex. Сама по себе система IBM WorkFlow необходимых нам функций не содержит: это некий базовый конструктор для построения документооборота.

Специализированные системы документооборота функционируют обособленно друг от друга, но при этом интегрированы в общую среду вместе с бэк-офисными системами. Структура последних достаточно сложна, и их интеграция представляет собой отдельную непростую задачу, для решения которой используется как раз системы промежуточного слоя. С помощью унифицированных интерфейсов этой шины данных идет взаимодействие систем документооборота с другими. Мы последовательно строим взаимодействие всех систем через шину, через общие бизнес-объекты, общие интерфейсы.

— Как осуществляется техническая поддержка этих продуктов?

— Ни один продукт не остается стабильным. Изменения постоянно происходят, а следовательно, требуется и поддержка. Кроме того, поддержка нужна и для решения текущих проблем — с производительностью, исправлением найденных ошибок и т. п. И мы ожидаем, что тот подрядчик, который систему разрабатывал, будет ее и поддерживать. К сожалению, не со всеми подрядчиками нам удается выстраивать такие отношения. В этом плане у нас достаточно удачное сотрудничество с компанией Cinimex.

— Системы документооборота затрагивают только центральный офис или работают на всю распределенную архитектуру?

— Все наши учетные системы, системы документооборота консолидированы в рамках одной платформы и территориально и обслуживаются из единого центра обработки данных, который находится в Москве. Части распределенной архитектуры относительно невелики и принципиального влияния на всю архитектуру не оказывают. Безусловно, существует региональная специфика, но ее мы обеспечиваем в рамках решений, которые разворачиваются и поддерживаются централизованно. Для того чтобы обеспечивать эксплуатацию ПО в филиалах, специалистам придется выезжать в регионы, либо персонал должен работать там на постоянной основе. Так что единый консолидированный ЦОД существенно упрощает задачу с точки зрения поддержки. Остается только проблема обслуживания каналов, хотя и это на сегодняшний день не представляет особой сложности, так как основные наши системы ориентированы на работу в среде терминального доступа или посредством тонкого клиента.

— Одним из двигателей зарубежного рынка ИТ в последние годы стали требования соответствия нормативным актам — Compliance. Докатилась ли эта волна до России?

— Безусловно, влияние этой тенденции на ИТ ощущается и в нашей стране. Мы должны постоянно учитывать требования подразделений, отвечающих за Compliance Control, к составу информации, к способам ее хранения, оперативности предоставления. Требования эти очень строгие, и санкции за их невыполнение со стороны, например, Федеральной службы финансового мониторинга очень жесткие. Реализация этих требований сопряжена со сбором информации по большому количеству систем, и мы рассматриваем эту работу как важную интеграционную часть системы при ее проектировании.

— В каком направлении будет развиваться архитектура банковской системы?

— Сегодня потребности бизнеса сложно предугадать даже на ближайшую перспективу. В ближайшее время направление развития будет зависеть от требований ЦБ и от того, как будет развиваться ситуация на рынке. Мы будем концентрироваться на повышении качества предоставления отчетности, системах управления рисками. А это в свою очередь ведет к повышению качества работы с клиентской информацией и к консолидации работы с информацией по банку в целом. Что касается стратегии, то здесь основные ориентиры финансовый кризис вряд ли изменит: мы будем строить систему исходя из баланса требований эффективности предоставления основных видов услуг и гибкости при разработке новых продуктов и сервисов.

Сейчас на повестке дня в Банке стоит вопрос создания нового единого корпоративного хранилища информации взамен множества разрозненных хранилищ (например хранилищ отчетных систем), которые достаточно трудно сверять между собой. Проблемы с такого рода ситуациями всем хорошо известны: сложности сравнения отчетов этих систем, большая нагрузка при внесении каких-либо изменений, при отслеживании и управлении изменениями. Все это очень негативно сказывается на эффективности бизнеса и на эффективности ИТ. Поэтому мы будем переходить на единую платформу, с единой моделью данных. Так что консолидация продолжается.

Справка о ЮниКредит Банке
ЮниКредит Банк — это универсальный коммерческий банк, входящий в число 10 крупнейших банков России и в 1000 крупнейших банков мира. 100% голосующих акций принадлежит Банку Австрия, Вена, Австрия, входящему в состав европейской Группы UniCredit. ЮниКредит Банк имеет Генеральную лицензию № 1 Банка России. Среди банков, зарегистрированных в России, ЮниКредит Банк имеет одни из самых высоких кредитных рейтингов от международных рейтинговых агентств Standard&Poor's и Fitch Ratings. С 2004 года ЮниКредит Банк является участником системы страхования вкладов.

Модуль Email-маркетинга в настоящее время недоступен.

Ресурс 1 Ресурс 1