+7 (495) 956-79-28
ГлавнаяПресс - центрСтатьи и интервьюОбласти применения ACM и BPM

Области применения ACM и BPM

Автор: Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании «ИнтерТраст» по развитию бизнеса
Источник: Современные технологии делопроизводства и документооборота, №1, 2015

Каковы области применения BPM и ACM? ACM существует отдельно от BPM, дополняет BPM или оба подхода существуют неразрывно?

Заведующий канцелярией, Свердловская обл.

__200.jpgBPM и ACM не являются конкурирующими методологиями, скорее это инструменты, взаимно дополняющие друг друга и применимые в рамках, например, одной и той же системы электронного документооборота. Выбор — какой инструмент и в каких случаях применять — определяется свойствами тех задач, которые стоят перед организацией. Типовые задачи, которые решает организация в повседневной практике, можно классифицировать по двум параметрам: сложность и предсказуемость достижения результатов. Каждый из видов задач требует своих подходов и квалификации исполнителя.

Сфера применения BPM — это сложные, но предсказуемые в плане выполнения задачи. Они представляют собой от раза к разу повторяющиеся последовательности действий, которые можно заранее описать, и предсказуемо достигать целей, несмотря на возможную сложность процесса в целом. Эта область связана с решением известных задач известными средствами. Применение процессного подхода позволяет избежать пропуска необходимых действий, некачественного исполнения, а главное дает возможность анализировать ход исполнения процессов и корректировать их на основе достоверных данных по показателям процесса. Сложность в том, что в рамках подхода BPM моделирование процесса или внесение в него изменений требует больших затрат, и не только финансовых. На первоначальном этапе необходимо опросить бизнес-пользователей, затем аналитику следует детально описать процесс, и только потом ИТ-специалист сможет приступить к программированию. Все это требует не только денег, но и времени. При этом нет гарантии того, что процесс будет реализован в системе именно в том виде, в котором он виделся пользователям.

Инструменты ACM, в свою очередь, предназначены для решения широкого класса задач различной сложности и, как правило, низкой предсказуемости. Детальное описание такого рода задач на уровне регламентов может быть слишком сложным или нецелесообразным — в силу того, что ход исполнения может меняться в зависимости от внешних и внутренних факторов. Выбор того или иного способа достижения результата зачастую определяется квалификацией пользователя и его опытом решения аналогичных задач. ACM — это управление на основе навыков, в то время как BPM — это управление на основе регламентов. В этом ключевое, но не единственное отличие двух подходов. В кейсах отправная точка — группа людей, работающих по проекту. Достаточно общего описания процесса без глубокой детализации. При этом на формирование кейса и его запуск уходит не более одной недели. После запуска бизнес-процесс корректируется и изменяется самими специалистами, отвечающими за конкретную ветку кейса. На выходе получаем готовый кейс, собранный не бизнес-аналитиком и ИТ-специалистом, а пользователями, которые и дальше будут работать над решением схожих задач. Сложность внесения изменений в ACM сравнима со сложностью отправки электронной почты, а сам процесс «живет»  не в программном коде, а в понятных, легко изменяемых сущностях — задачи, документы, лента событий, чеклисты. Подобная гибкость в сочетании с вовлеченностью пользователей позволяет формировать лучшие практики и оперативно менять ход исполнения процесса. На основе успешно завершенных кейсов есть возможность создавать шаблоны, и если становится ясно, что задача повторяющаяся и для нее найден оптимальный путь решения, такой шаблон может быть перенесен в BPM.

Возможно также совместное использование этих инструментов в рамках одного процесса. Например, отдельные стадии кейса могут быть представлены в виде регламентированного процесса в BPM, и наоборот — в процесс, реализованный средствами BPM, могут быть включены этапы, где ход решения задачи определяется пользователями.

Модуль Email-маркетинга в настоящее время недоступен.

Ресурс 1 Ресурс 1