+7 (495) 956-79-28
ГлавнаяПресс - центрСтатьи и интервьюРынок СЭД: что изменил 2009 год?

Рынок СЭД: что изменил 2009 год?

Завершившийся 2009 год был отмечен серьезным сокращением рынка ИТ-решений в мире и в России. Сектор СЭД также испытал определенное влияние кризиса, однако за счет относительной устойчивости вендоров и заказчиков остался "на плаву".

Рынок СЭД: что изменил 2009 год?

Согласно предварительным оценкам аналитической компании IDC по итогам 2009 года ИТ-рынок России сократился на 43%, а сектор КИС упал на 40%. Подобная ситуация сопровождалась отсутствием крупномасштабных и новых по внедрению проектов систем управления предприятием, которые "тянули" за собой некоторые остальные виды КИС. Тем не менее, на рынке бизнес-приложений наблюдалась относительная стабильность за счет существующих клиентов, которые продолжали пользоваться техподдержкой вендора и изыскивать средства на расширение своих проектов (в основном, в уже охваченных автоматизацией областях). Опрос вендоров рынка СЭД, проведенный CNews среди крупнейших поставщиков подобных систем, показал несколько очевидных тенденций прошлого года, господствующих в отрасли. Компании-участники отмечают, что спад в сегменте СЭД/ECM-решений оказался менее серьезным, чем в целом по всем программным ИТ-решениям (оценка падения зависит от масштабов и профиля компании – самые крупные игроки отмечают незначительный рост на уровне рынка, средние – говорят о падении на несколько единиц или десятков процентов). Причиной такого снижения спроса стали переориентация бюджетов заказчиков в сторону большей экономии и контроля за эксплуатационными расходами, сокращение инвестиций в масштабные инфраструктурные решения, более осторожные действия заказчиков при выборе СЭД, а также усиление конкуренции между игроками (за счет выхода в кризисный период на рынок нескольких системных интеграторов с предложениями в области ЭДО).

Заказчик стал требовательнее

Рыночные реалии 2009 года вынуждали заказчиков проектов систем электронного документооборота более тщательно подходить к выбору решений и перспективам их развития. Еще не начатые внедрения СЭД были заморожены или отменены, а уже запущенные ранее преимущественно продолжались, поскольку клиенты не планировали останавливаться на полпути, а организации, завершившие проекты СЭД, изыскивали средства на развитие и тиражирование подобных систем. В госсекторе компании направляли денежные потоки в большей степени в поддержку существующих систем, а не в запуск новых проектов. Как результат – надежда вендоров на то, что госкомпании смогут "защитить" своими заказами выручку компании в период кризиса, не оправдалась.

В 2009 году заказчики стали все чаще требовать экономическое обоснование проекта СЭД, которому раньше не предъявлялись серьезные требования (например, не были указаны способы контроля достижения плановых результатов эффективности внедрения) и которое существовало иногда формально. При этом сама суть методики расчета эффективности (TCO, ROI) отошла на второй план. Сегодня заказчик не удовлетворяется абстрактными и усредненными аналитическими выкладками, описывающими затраты на копирование и размножение документов, доставку документации в бумажном виде, содержание архивов бумажных носителей. Вендор теперь ориентируется на решение поставленной на этапе обоснования проекта специфической клиентской бизнес-задачи, опираясь как на собственные, так и на предоставленные заказчиком методики расчета. Это вносит свои коррективы в расстановку приоритетов и формирование целей внедрения, в частности, выводит показатели, зависящие от эксплуатационных расходов, на второй план, и заставляет акцентировать внимание на индикаторах, связанных с сокращением и контролем рисков, улучшением обслуживания клиентов, соблюдением требований внешних регуляторов. Помимо формальных расчетов, базирующихся на количестве пользователей и размере оплаты их труда, количестве документов, в организации в таких случаях могут использоваться и показатели производительности труда управленцев в денежном выражении, оборачиваемость средств производства, уровень его рентабельности.

В числе первоочередных критериев выбора СЭД сейчас находятся требования быстрого запуска решения в промышленную эксплуатацию, желание достичь результатов за меньшие деньги и гарантии качественного функционирования системы. Важным показателем являлась и оценка "ценовой эффективности" СЭД, то есть влияние ее внедрения на сокращение издержек организации.

СЭД остались в приоритете бизнес-приложений

Согласно мнению аналитиков IDC, в 2009 году в России было зафиксировано большое количество проектов по внедрению систем электронного документооборота, что было связано, в частности, с быстротой окупаемости этих внедрений и хорошо демонстрируемым эффектом для бизнеса. "В отсутствие новых проектов по ERP компании пытались улучшить свою работу, автоматизируя свой документооборот. Такие внедрения также хорошо дополняют предшествующие проекты по ERP, в которых зачастую не удалось отказаться от бумажного документооборота", - отмечали исследователи. Российские вендоры СЭД в большинстве своем придерживаются такого же взгляда на положение дел в отрасли.

Рынок СЭД испытал влияние кризиса, однако за счет устойчивости вендоров и заказчиков остался

Рынок СЭД испытал влияние кризиса, однако за счет устойчивости вендоров и заказчиков остался "на плаву"

В ходе опроса CNews крупнейших поставщиков СЭД в России было выявлено, что системы электронного документооборота стабильно входят в топ-5 наиболее востребованных бизнес-приложений. Их положение в списке приоритетных направлений для инвестирования различается в зависимости от формы собственности бизнеса заказчика (государственная или частная компания), а также профиля его деятельности. Так, например, у госорганов и органов местного самоуправления СЭД находятся в верхних местах списка приоритетных КИС, равно как и у управляющих компаний и холдингов, где вперед "пропускаются" ERP и учетные системы. Внедрение же СЭД на производственных предприятиях, напротив, обычно не является первоочередной задачей. Это объясняется тем, что главной целью бизнеса является обеспечение доходности самого предприятия, а только потом повышение эффективности вспомогательных процессов. В кризис эти приоритеты не поменялись местами, а сами вендоры отмечают, что вторичность роли СЭД теперь осознается отчетливее.

Тем не менее, приоритетность СЭД зависит и от других факторов, в частности, именно в 2009 году заказчики стали уделять больше внимания возможности существенно сэкономить за счет автоматизации бизнес-процессов при помощи решений в области электронного документооборота, чем реализуя дорогостоящие ERP-проекты. Поэтому сокращение ИТ-бюджетов ударило по рынку СЭД не так сильно. В этом отношении СЭД и BPM могут "соседствовать" на одной строчке в рейтинге популярности в силу быстрой окупаемости, коротких сроков внедрения и реальной эффективности. Кроме того, спрос на решения электронного документооборота объяснялся и общим повышением ИТ-культуры клиентов, а также в определенной степени "модой на ЭДО", идущей с Запада. Последнее зачастую приводит к тому, что отношение заказчиков к приоритетности КИС не всегда объясняется реальными потребностями предприятий, которые они представляют. Тем не менее, в целом по итогам 2009 года бюджеты компаний на ИТ остаются заниженными и урезанными на фоне растущих требований к эффективности процессов внутри организации. По этой причине в 2009 году одновременно с ростом числа проектов вендоры отмечают сокращение их масштабов и функционального охвата: инфраструктурные проекты постепенно уступают прикладным, которые решают наиболее актуальные бизнес-задачи.

Кризисные отрасли обвалили СЭД

Нестабильная рыночная ситуация в России отразилась на ряде вендоров, которые поставляли свои системы в наиболее пострадавшие от кризиса отрасли экономики – строительство, ритейл, финансовый сектор, ТЭК. Большая часть года была ознаменована приостановкой проектов по причине того, что заказчики или прекращали свое существование, или серьезно минимизировали издержки, что не давало им возможности инвестировать в СЭД. Подобные тенденции наблюдались в той или иной мере во всех отраслях экономики, однако последствия кризиса сказались и на целях внедрения систем. Оптимизация бизнес-процессов в компаниях с так называемым "западным стилем управления" уступила место внедрению для поддержки управленческого контроля во властной вертикали (в стиле бюрократизированных предприятий), что сказалось на перераспределении объемов спроса среди компаний, работающих на конкурентных рынках.

В пострадавших от кризиса отраслях произошли резкие сокращения сроков выполнения внедрений, практически исчезли проекты СЭД для малого бизнеса, а также уменьшилось число новых заказов при сохранении в ряде случаев активности существующих клиентов (речь идет о "выживших" в кризис компаниях строительного рынка и ритейла).

"Разморозка" рынка уже началась

Вендоры российского рынка СЭД отмечают наступление определенных положительных тенденций, которые могут свидетельствовать о постепенной "разморозке" проектов и появлении новых заказов. Дмитрий Романов, директор по развитию технологий информационного менеджмента компании "АйТи", отмечает, что на рынке наметился рост спроса, но поскольку проекты и цикл производства длинные, то говорить об этом определенно, опираясь на цифры, можно будет существенно позже. По его приблизительным оценкам, рынок 2009 года составил около 150-170 млн долл., показав падение примерно на 40-30 млн долл., что примерно составило 20-30%. В русле новых рыночных тенденций, по мнению господина Романова, будут находиться электронные архивы и корпоративные поисковые системы, а в роли еще одного явного тренда текущего года он называет рост конкуренции на рынке со стороны Microsoft в связи с выходом SharePoint 2010. Елена Шелястина, технический директор "Летограф", также говорит о "разморозке" рынка, однако не спешит связывать ее с полным выходом из кризиса: "Необходимо наблюдать рынок в динамике, оценить итоги 2010 года, чтобы делать столь однозначные выводы". Другие вендоры придерживаются более сдержанных точек зрения на проблему. Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision, замечает, что на рынке наблюдается в большей степени стабилизация, которая выражается в сокращении растянувшегося в кризис времени принятия решения о покупке СЭД, и уменьшение в связи с этим долей "зависших" и "отказных" проектов: "Похоже, что заказчики психологически "разморозились" и решили, что "кризис-кризисом, а жизнь продолжается". Виктор Сенкевич, управляющий директор Paybot, замечает, что с наступлением 2010 года в несколько раз увеличилось число обращений клиентов по новым проектам, но оно пока не сказалось на росте продаж компании. Ефим Старостин, директор департамента экспертной и технической поддержки фирмы "Оптима", считает, что разговоров об окончании кризиса и связанных с этим ожиданий бурной деятельности пока больше, чем реальных проектов. "Заказчики стали более привередливыми и более осторожными при выборе поставщика и еще более неторопливыми в принятии решений. В свою очередь, первый квартал года традиционно менее "урожайный" на новые ИТ-проекты, чем последующие", - подчеркивает специалист.

Российские вендоры СЭД говорят о

Российские вендоры СЭД говорят о "разморозке" рынка

Александр Карнаухов, заместитель директора управления автоматизированных систем "Центра компьютерных разработок", в качестве примера отмечает, что в настоящее время в госорганах и МСУ регионов ИТ-бюджеты определяются, в основном, по остаточному принципу. Вадим Ипатов, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании "Интертраст", замечает, что на рынке происходит не "разморозка", а перераспределение ключевых потребностей. "В период кризиса со стороны заказчиков наблюдалось большее внимание к совершенствованию своих систем, их функциональному развитию, но при этом упали темпы масштабирования систем, приобретения новых рабочих мест. Сейчас эта ситуация выравнивается". В числе других признаков "оздоровления" отрасли, согласно мнению господина Ипатова, можно выделить повышение интереса к областям, которым в кризис не уделяли должного внимания. Этот интерес, по его оценкам, наблюдается на фоне вызванного кризисом сокращения бюджетов на развитие информационных технологий в прошлом году и появления в настоящее время соответствующего "отложенного спроса".

В компаниях отмечают, что у заказчиков появился интерес к смежным системам, например, системам управления бизнес-процессами, и вендоры, которые одновременно с СЭД будут развивать эти направления, получат новых клиентов в 2010 году. Это связано, в том числе, и с тем, что СЭД будет пониматься не как средство для управления документацией, а как инструмент повышения эффективности производственной деятельности предприятия в целом и отдельных его частей. В этом отношении автоматизация электронного документооборота станет более бизнес-ориентированной и не будет протекать параллельно с бизнес-процессами, но превратится в один из них. В списке секторов экономики, в которых будет наблюдаться наибольший интерес к системам управления информацией, останутся финансы, транспорт, ВПК, строительство (конструкторские бюро), промышленность, а также госорганы, которые продолжат развивать госуслуги в электронном виде. Кроме того, вендоры начнут работать и со средним бизнесом, предоставляя фирмам гибкие решения для описания и изменения бизнес-процессов в условиях неформализованных или слабоформализованных задач.

Модуль Email-маркетинга в настоящее время недоступен.

Ресурс 1 Ресурс 1