+7 (495) 956-79-28
ГлавнаяПресс - центрСтатьи и интервьюСпециализированные СЭД вытеснят ECM?

Специализированные СЭД вытеснят ECM?

Разделение на рынке между крупными ECM-решениями и специализированными DM-продуктами, которое намечалось еще в конце прошлого года, стало еще более четким. Об этом свидетельствует отчет аналитической компании The Real Story Group, в котором оценки вендоров разведены на две самостоятельные матрицы сравнения. Однако российский рынок имеет свою специфику, и на нем эта тенденция проявляется не так сильно.

Аналитики The Real Story Group выпустили ежегодный отчет состояния рынка систем управления корпоративным контентом. По их данным, ECM-отрасль имеет устойчивое положение на рынке и остается стабильно развивающейся. В ней работают десятки вендоров, предоставляющих свои решения для разных бизнес-задач, поэтому для выбора того или иного поставщика аналитики предлагают пользоваться матрицей сравнения их продуктов. В этом году эта матрица разделена на две самостоятельные части – для комплексных ECM- и специализированных DM-решений.

По этой интерпретации лидерами на рынке ECM оказываются продукты OpenText, LiveLink, Autonomy, а на рынке DM – SpringCM, Nuxeo, Westbrook, KnowledgeTree. Известные вендоры – Microsoft, EMC, IBM, Oracle, Alfresco находятся в других секторах матрицы.

Представители отечественных компаний, работающих на рынке ECM/СЭД в целом согласны с подобным подходом аналитиков в глобальном масштабе, отмечая, что российский рынок имеет свою специфику, и на нем слабо проявляется тенденция разделения между специализированными продуктами и комплексными решениями для управления контентом.

Матрица ECM-решений, 2010

Матрица ECM-решений, 2010

Источник: The Real Story Group, 2010

Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании "ИнтерТраст" по развитию бизнеса, объясняет, что под DM-системами на Западе чаще всего понимается один из компонентов ECM, обеспечивающий базовые функции работы с документами или контентом, при этом часто при классификации систем в категорию DMS попадают и нишевые решения, предназначенные для управления определенными специфическими видами документов и процессов, связанных с ними (управление технической, нормативной, финансовой, методической, маркетинговой, архивной документацией и др.). Под СЭД же принято понимать вертикальное ЕСМ-решение, использующее все компоненты ЕСМ, но в интересах узкой области документационного обеспечения деятельности в русских и советских традициях. Отчет аналитиков, по его мнению, отражает складывающуюся тенденцию выбора организациями такого решения, которое максимально приближено к их конкретным практическим задачам: "Наступило время охлаждения интереса потребителя к построению корпоративных информационных архитектур, видимо, в связи с большой степенью неопределенности подобных целей и путей их реализации.

Матрица DM-решений, 2010

Матрица DM-решений, 2010

Источник: The Real Story Group, 2010

Решение более конкретных задач проще, нагляднее и имеет большую ценность, даже если оно используется в интересах части предприятия, его подразделения или определенной категории специалистов". Эксперт не исключает возможности решения таких частных задач с использованием возможностей ЕСМ-платформ, однако объясняет преимущество готовых специализированных решений их большой "продвинутостью", проработкой предметной области. "Возможно, с решением главной проблемы ЕСМ - универсальности, сложности учета всех потребностей и специфики работы с различными видами контента - неизбежно приводящей к образованию электронных "свалок", в которых трудно отыскать что-то ценное, вернется интерес к идее единого цифрового пространства для всех видов контента с единой стратегией, методологией и архитектурой", - отмечает специалист.

Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision, полагает, что отрасль ECM остается по-прежнему сильной, но на этом фоне начинает формироваться рынок СЭД, скорее выделяясь из ECM, чем формируясь независимо. Из отчета аналитиков господин Курьянов видит рост интереса заказчиков к теме управления документами и записями в контексте корпоративных бизнес-процессов, что отражает и факт роста интереса к теме agile ECM, которая собственно, по его мнению, и является СЭД. "В России скорее расширяется понимание выхода предмета СЭД за пределы канцелярского делопроизводства. Эта тенденция, конечно, отражает факт проникновения "западных" методов управления контентом предприятия, предусматривающих скорее не тотальное управление входящими/исходящими документами и ОРД (организационно-распорядительный документооборот), а фокусировку на регламентах управления критичной для предприятия информацией в контексте основных управленческих процессов", - говорит специалист. Он уверен, что она обеспечивает не косвенную, а прямую выгоду компании, что позволит быстрее и за меньшие деньги повысить эффективность управления предприятием. "Эти изменения в подходе к управлению контентом вызывает рост понимания ECM как платформы, которая нужна для хранения контента независимо от того управляется он тотально или выборочно в рамках регламентированного или нерегламентированного бизнес-процесса. В сущности российская СЭД - это сумма ECM и канцелярского делопроизводства, т.е. ECM там существовало изначально, просто если раньше рынок считал ECM и СЭД чем-то различным, то теперь растет понимание общности подходов", - подытожил господин Курьянов.

Об этом же говорит и Елена Иванова, начальник отдела маркетинга "ЭОС", когда заявляет, что СЭД не превращается в ЕСМ: "Что значит превращается СЭД в ЕСМ? Просто в функциональность ЕСМ входят и функции СЭД с той или иной степенью развитости и глубины. И если заказчику нужны и ЕСМ-возможности и электронный документооборот в одном решении, то он выбирает ЕСМ, а если для заказчика важны очень глубоко проработанные и реализованные, методологически выверенные документоборотные возможности, а, к примеру, портальность находится на втором месте, то, скорее всего, заказчик обратится к СЭД. ЕСМ - это шаг вперед и ни в коем случае не назад, но тем не менее, при оценках необходимо исходить из того, что нужно заказчику".

Схожую точку зрения выражает и Виктор Сенкевич, управляющий директор Paybot. По его словам, компании начинают осознавать, что более конкретная функциональность СЭД, ориентированнных на стандартные потребности по обработке корпоративных документов (согласование, утверждение, поддержка версионности, рецензирование и т.п.) существенно лучше вписывается в корпоративные потребности, чем функциональность ECM, больше ориентированнных на общие функции обработки неструктурированной информации. На российском рынке вследствие большей бюрократизированности корпоративных процедур именно эта особенность, по мнению господина Сенкевича, позволяет отечественным СЭД успешно конкурировать с западными ECM-продуктами.

Александр Аксельрод, директор департамента Documentum "Корус консалтинг", замечает, что в России не было этапа внедрения всеохватных глобальных систем управления информацией и маловероятно, что такое время когда-нибудь наступит, поскольку корпоративный заказчик всегда очень внимательно относится к тому, с какой целью в компании внедряется то или иное ИТ-решениие и с большой осторожностью тратит деньги на ту проблему, которая не оказывает критического влияния на бизнес. "Безусловно рынок систем управления информации развивается в России довольно быстрыми темпами: если 2 года назад на рынке пользовался спросом в основном ОРД, то сегодня у интеграторов появляется все больше типовых решений, собственных отраслевых разработок. Количество таких решений, модулей, будет расти. Между ними появляется интеграция, потому что это удобно для конечного пользователя. Но в итоге заказчик будет платить за набор тех модулей, которые решают конкретные бизнес-задачи, а не за абстрактную ECM-систему", - считает господин Аксельрод. Оценивая результаты исследования The Real Stroy Group, специалист полагает, что отмеченная тенденция отхода от ECM к СЭД вполне может наблюдаться на развитых мировых рынках, где "нужно постоянно что-то кому-то продавать под красивой оберткой". "Идея о глобальных ECM-системах, безусловно, красива, определенное время она была "модной" в хорошем смысле слова. В России эта идея не прижилась, возможно, у нас меньше денег или хуже маркетинг, или, наоборот, мы больше задумываемся об эффективности затрачиваемых средств. Любой программный продукт в итоге оказывается "плохим" или "хорошим", полезным или ненужным, и от этого зависит его дальнейшая судьба", - объясняет представитель "Корус Консалтинг", предполагая, что вскоре на Западе может наступить своеобразный "закат" глобальных ECM-решений потому, что рынку требуются не абстрактные платформы-конструкторы, а решенные задачи. По словам господина Аксельрода, вендоры (в частности, Microsoft) понимают это и постепенно начинают движение в сторону конкретных решений под конкретные цели.

С ним не соглашается Максим Галимов, директор по перспективным исследованиям компании Directum. С его точки зрения, DM-системы ориентированы на более узкие задачи и поэтому проще, а значит и популярнее, особенно в условиях, когда заказчики предпочитают стратегическому взгляду на внедрение ИТ более тактический и экономный. "Нельзя сказать, что ECM-системы исчезнут или станут решением только для крупных организаций: с неизбежным ростом числа задач, которые решаются только крупными системами (например, управление веб-контентом, работа с образами, автоматизация сложных бизнес-процессов), заказчики будут обновлять или докупать системы", - уверен специалист.

Помимо вышеотмеченной тенденции разделения ECM и DM-продуктов в отчете The Real Story Group, о которой аналитики этой же компании говорили еще в конце 2009 года, были описаны и другие тенденции рынка. Аналитики отметили наличие продолжающейся консолидации в верхнем сегменте, бурный рост бизнеса вендоров, развивающих DM-решения, влияние на развитие отрасли open source и "облачных" технологий, а также MS SharePoint 2010.

Модуль Email-маркетинга в настоящее время недоступен.

Ресурс 1 Ресурс 1